Подруга

Звезды немого кино     Звезды кино


| Звезды немого кино |

Мэри Пикфорд Mary Pickford

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

Недавно группе любителей кино довелось увидеть знаменитую «Поллианну» (1920). Героиню фильма, двенадцатилетнюю девочку играла Мэри Пикфорд.

Конечно же, всех — и организаторов просмотра и зрителей — интересовало, выдержит ли прославленная некогда актриса проверку временем, — ведь полвека отделяет нас от этого фильма.

Прежде всего показалась непривычной и даже неприятной сама внешность Поллианны.

Теперь, когда бытовое правдоподобие сделалось заштампованной необходимостью, тщательно загримированное лицо двадцатишестилетней актрисы выглядело недопустимо «условным».

Мешала и замысловатая прическа, которая когда-то так восхищала зрителей, что стала своеобразной «торговой маркой» Мэри Пикфорд. Огромная масса волос, аккуратно разделенная на восемнадцать (они были сосчитаны поклонниками) тугих и длинных локонов-штопоров, свисала ей на спину и грудь.

И пусть два этих локона удостоены хранения в киномузее Лос-Анжелеса, сегодня эта прическа отдаляла Поллианну от нас своей претенциозностью. Роли соответствовала лишь фигурка актрисы, миниатюрная и по-детски плоская.

Удивляло и то, что Мэри Пикфорд вовсе не собиралась быть Поллианной: она откровенно ее играла.

Походка, жест, мимика выражали наивную, импульсивную, добрую и немножко озорную натуру подростка: все выполнялось точно, уверенно, мастерски, но это было представлением, а не перевоплощением.

А самое главное — ее лицо не выражало той живости и огня, которые всегда пленяют зрителя. Раздражала и явная сентиментальность фильма.

Зрители равнодушно наблюдали, как Поллианна нежно баюкала больного отца и горестно лила глицериновые слезки, умоляя его (в титрах) не умирать. Но он, конечно, умирал.

Затем она отправлялась жить в другой город, к тетке, которую она прежде не знала. На станции вместо родных ее встречала равнодушная и суровая горничная, и вдобавок лил сильнейший кинодождь и ревела кинобуря.

И повторялся кадр: на пустой платформе стояла одинокая, съежившаяся Поллианна, вся в черном и с огромным зонтом в руке...

Нехитрая механика простейшей мелодрамы была слишком очевидна и сегодня не волновала. И вдруг Мэри Пикфорд начала этюд на тему «девочка и буря».

Могучий ветер, как перышко, нес Поллианну по платформе, а она, вся мокрая, отчаянно и тщетно сопротивлялась ему, упираясь изо всех своих слабых силенок.

Два раза горничной удавалось поймать девочку, но буря вырывала Поллианну из ее равнодушных рук и мчала дальше.

Зонт выворачивался на ветру, разевал пасть к мрачному небу, изливавшему потоки воды. Борьба с зонтом совершенно обессилила девочку, наконец она слетела с платформы и, по-прежнему крепко держа зонт в руках, упала на мокрую землю.

Лежа в грязи, Поллианна вдруг начинала над собой смеяться, а струи дождя текли по ее личику, как слезы... Это было так блистательно сыграно, что аудитория оживилась.

Виртуозная актерская техника Мэри Пикфорд, техника, как и старое ювелирное ремесло, нынче не виданная, помогала современным зрителям войти в мир создаваемого ею образа. К тому же мы постепенно привыкали к языку старой мелодрамы и начинали ощущать ее очарование.

Зрители стали сочувствовать Поллианне и с симпатией относиться к ее наивной вере в добрые чувства каждого человека.

Одинокая, загнанная черствой теткой на неуютный чердак, она не знала озлобления. Поллианна даже немножко любила тетку, нежно возилась с соседскими малышами, была ко всем добра, даже к злым, равнодушным и эгоистичным.

И, наконец, терпение, жизнелюбие, вера Поллианны в добро и справедливость пробуждали в других героях добрые ответные чувства. В результате Поллианна устраивала счастье тетки, всех остальных и сама становилась счастливой.

И этому уже хотелось верить... Словом, простая мелодрама оказывалась не такой уж простой.

Виртуозная техника Мэри Пикфорд, юмор и добрые чувства, пробуждаемые фильмом, заставляли прощать и несоответствие возраста актрисы ее роли, и некоторую статичность мимики, и замысловатые локоны прически.

И все же зрителей не покидали сомнения: была ли Мэри Пикфорд так талантлива, как утверждали ее почитатели?

«Поллианна»

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

Ни одна актриса немого кино не обладала такой славой и не вызывала у кинозрителей всех стран такой любви, как Мэри Пикфорд. И в то же время ни одна кинознаменитость не утратила своей популярности так бесповоротно и, казалось, необъяснимо быстро — в разгаре славы и расцвете сил.

Только что тысячные толпы поклонников — в Англии, Франции, Советском Союзе — безумствовали, когда она приезжала; люди выстаивали длиннейшие очереди за билетами, чтобы посмотреть фильмы с ее участием. И вот эти фильмы уже никому не нужны...

Жизнь Мэри Пикфорд полна фантастических взлетов, словно взятых напрокат из самых неправдоподобных и надуманных рассказов о счастливых судьбах золушек.

Как и Чаплин, она пришла в кино из мира обездоленных, и все ее самые смелые мечты о мировой славе и миллионных гонорарах осуществились. А потом вдруг все рухнуло.

Мэри Пикфорд (ее настоящее имя Глэдис Мэри Смит) родилась в 1893 году в Канаде, в семье бедных эмигрантов из Ирландии. Отец умер, когда ей было всего четыре года, и у матери остались на руках трое малышей — Мэри, ее сестра и брат.

Немотря на все усилия, молодая вдова не могла накормить детей досыта и за небольшую плату отдала двух дочек в театр. Вскоре вся семья стала кормиться театром, но успех на сцене имела только пятилетняя Глэдис Мэри.

На детей был тогда большой спрос в театре, ибо театральные подмостки заполняли «викторианские» семейные мелодрамы с изменами мужей, с клеветой, омрачающей жизнь честных героев, и неизменными раскаявшимися бандитами.

Глэдис Мэри обычно играла доброго и наивного ребенка, который мирит родителей или направляет взрослых грешников на путь добродетели.

В театре Мэри учится актерскому ремеслу и одновременно проходит там тяжелую житейскую школу.

Условия работы в театре были для ребенка, мягко говоря, неподходящими. Труппу набирали для одной пьесы; спектакль возили из города в город, показывая его в неприспособленных, холодных и грязных помещениях.

Обычно актеры прибывали утренним или дневным поездом, а вечером уже играли.

Если спектакль не имел успеха, актеров немедленно увольняли. Приходилось искать роли в какой-либо новой постановке.

У Мэри было незаурядное актерское дарование, и проявилось оно очень рано. Но главное, что сделало эту крошку профессиональной актрисой, это удивительная стойкость.

Будучи кормилицей семьи, она мужественно несла свои нелегкие обязанности. Антрепренеры ценили ее, потому что другие дети не умели так быстро заучивать роли, не могли так рано просыпаться или выступать после долгой езды в неудобном холодном вагоне.

У Глэдис Мэри не было детства. С пяти лет она не знала ни игр с ребятишками, ни кукол. Вечные разъезды затрудняли посещение школы. Она училась лишь несколько месяцев. Грамоте и арифметике ее учила мать и немного — между спектаклями — одна старая актриса.

Ей приходилось ездить без семьи, быть на попечении равнодушных, зачастую опустившихся людей. А между тем она была болезненным ребенком со слабыми легкими; и она почти не росла. Ее постоянно мучило опасение совершить какую- нибудь ошибку, а главное — остаться без работы.

Мэри Пикфорд рассказывает в своей автобиографии, что даже теперь, в старости, ее мучают кошмарные сны: то она стоит на сцене, забыв слова роли, то видит, что зрительный зал пуст и знает, что семья остается без хлеба...

Первый серьезный урок актерской этики Глэдис Мэри получила в шесть лет. Во время душещипательного диалога взрослых актеров она по роли играла в глубине сцены, но однажды ей захотелось привлечь к себе внимание зрителей: она построила из игрушек горку и ловко бросила на нее лошадку.

В зале засмеялись, трагизм ситуации пропал. Постановщик строго отчитал ее после спектакля, добавив, что порядочные люди никогда не крадут сцен у товарищей. Впрочем, он использовал ее выдумку в другой сцене.

Уже тогда Глэдис Мэри проявляет характер. Однажды она потребовала, чтобы ей дали главную детскую роль, и получила ее. Она еще не умела тогда читать и учила все роли со слов матери.

В семь лет Мэри научилась владеть зрительным залом; если случалось, что зрители шумели и болтали, она гордо поворачивалась к ним спиной и молчала, пока не воцарялась тишина...

Так она работала восемь лет подряд. Ей смертельно надоели разъезды по провинции и постоянная неуверенность в завтрашнем дне.

Тринадцатилетняя девочка правдами и неправдами добивается приема у знаменитого антрепренера, режиссера и драматурга Дэвида Беласко1 и показывает ему отрывок из роли: она играет мальчика,который умоляет полицейского не арестовывать его, потому что без него погибнет слепая мать.

«Ты хочешь стать актрисой, детка?» — спросил ее величественный Беласко. «Нет, сэр, — ответила она без колебаний. — Я уже актриса. Я хочу стать хорошей актрисой».

И девочка попадает в лучший театр Соединенных Штатов того времени, к Беласко.

По его совету она меняет банальную фамилию Смит на более звучную Пикфорд и отбрасывает претенциозное имя Глэдис. Теперь она выступает на Бродвее, в таких крупных городах, как Чикаго или Бостон.

Мэри Пикфорд играет с известными актерами на хорошо оборудованных сценах.

Беласко ставит пьесы хорошего литературного качества, требует от актера сдержанности и наполненности. Но по существу это все те же мелодрамы: Мэри развивает свое амплуа, но не меняет его.

Она имеет успех у нового избалованного зрителя. Но Беласко тоже набирает актеров для определенной пьесы, и случается, что для нее не бывает роли. Это значит, что нет и заработка, а ей по-прежнему нужно прокормить кроме себя еще три рта.

Однажды, когда Мэри осталась без ангажемента, мать уговорила ее немного поработать в кино. Это считалось унизительным, особенно для актрисы, выступавшей в спектаклях самого Беласко.

Но в кино хорошо платили, а дома не было денег...

Мэри Пикфорд вспоминает в своей автобиографии, что, подходя к студии, она огляделась по сторонам — не видит ли ее кто-нибудь из знакомых...

Мэри не понимала, как ей повезло: она попала к будущему великому кинорежиссеру Дэвиду Уарку Гриффиту2

Впрочем, дебют состоялся с молниеносной быстротой. Так как она была очень мала ростом, ей дали роль десятилетней девочки в фильме «Ее первые бисквиты», который был снят целиком на второй день ее появления в кино-ателье.

Мэри не успела толком ничего понять, как работа была закончена. Это произошло в марте 1909 года.

Кинематограф переживал тогда пору детства. На студиях США еще не было принято репетировать: режиссер в процессе съемки объяснял исполнителям, что и как нужно делать, и они действовали.

Фильмы состояли из одной части, демонстрировавшейся десять минут. Вся подготовка и съемки занимали не более двух дней.

Но уже тогда молодой Гриффит нарушал эти неписаные правила и работал с актерами. Мэри Пикфорд нравилась ему своей свежестью, а главное — пластичностью и профессиональным мастерством.

Ему, пришедшему, как и она, из театра, был близок излюбленный ею тип героини мелодрамы — наивного, шаловливого и доброго подростка, правда, в тот период Мэри Пикфорд снималась также в ролях иного плана — она даже играла «пылких мексиканок» и «мстительных индианок».

Постепенно Гриффит начинал требовать от нее и от других актеров предельной правдивости исполнения. Если объяснения и репетиции не помогали, то иной раз режиссер приводил своих актеров в должное душевное состояние окриком или шутками.

Однажды, добиваясь от Мэри слез, Гриффит стал ее грубо трясти, крича, что она не актриса, а пень. Оскорбленная Мэри не заплакала, а укусила режиссера и убежала со съемочной площадки, заявив, что уходит из кино.

Режиссер бросился за пятнадцатилетней актрисой и извинился по всей форме. Тогда она заплакала, Гриффит велел снимать, и получилась отличнейшая сцена.

«Нью-йоркская шляпка»

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

Гриффит часто поощрял на съемках актерские импровизации: он любил, когда актер действовал в образе. Во время съемок фильма «Строптивая Пегги» (1910), где Мэри играла роль девушки, которую мать заставляет выйти замуж эа старика, юная актриса заметила, что, будь она на месте героини, она бы задала матери хорошую трепку.

Гриффит обрадовался и предложил ей попробовать. Мэри схватила актрису, игравшую мать, за плечи и стала трясти ее изо всех сил. После этого Гриффит спросил актрису, как бы она поступила с такой непочтительной дочерью? Та ответила, что она ее бы высекла.

Гриффит одобрил и это решение. Перепуганная Мэри начала бегать от «матери» вокруг дерева, но женщина споткнулась и упала. Тогда Мэри кинулась к ней, стала ее обнимать и целовать, чтобы умилостивить. Все это вошло в картину.

Мэри Пикфорд и Гриффит нередко ссорились. Он любил бурное проявление чувств, считая его естественным, она же, помня уроки Беласко, избегала этого.

Гриффит объяснял, что форма должна быть яркой: кинозритель должен сразу все увидеть и понять — у него слишком мало времени... Впрочем, ссоры обычно заканчивались миром.

Гриффит преобретал заслуженную славу лучшего кинорежиссера США, и Мэри было интересно у него сниматься. Она понимала его и ценила в нем то, что не всегда было понятно многим современникам.

Так, например, хозяева «Байографа»3 были возмущены, когда он в фильме «Друзья» (1911) показал Мэри крупным планом, что было тогда внове. Бизнесмены заявили: мы платим актрисе слишком много денег, чтобы показывать ее не целиком, а по частям.

Деятели театра по-прежнему презирали кино. Сохранилось письмо, написанное в 1911 году известным тогда драматургом и театральным актером Уильямом Де Миллем своему брату, будущему столпу Голливуда4 Сесилю Блаунту Де Миллю: «Я помню, как ты верил в ее (Мэри Пикфорд. — В.К.) будущее... а теперь она выбросила свою карьеру в мусорный ящик и закопала себя в этом дешевом виде развлечений, в котором я не вижу ничего достойного внимания.

Эти скачущие картинки никогда не принесут настоящих денег, и, конечно, нельзя ожидать, чтобы они превратились в нечто такое, что при самом буйном воображении можно было бы назвать искусством».

Это пророчество не только характеризует уровень кинематографии того времени, но и ту трудную обстановку, в которой жили и работали служители новой музы.

Но кинематограф взрослел не по дням, а по часам, завоевывая симпатии миллионов.

Пикфорд становилась любимицей публики. До 1910 года имена актеров в США не объявлялись в титрах картин, актеры были известны лишь под кличками, которые им давала реклама.

Пикфорд звали тогда Блондилокс (Белокурые локоны) или Голдилокс (Золотые локоны), и эти псевдонимы зрители уже искали в рекламных проспектах.

«Бедная маленькая богачка»

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

Теперь Мэри Пикфорд зарабатывала столько, что семья могла жить безбедно. Мать занималась деловыми переговорами (Мэри была еще несовершеннолетней), сестра иногда снималась, а брат выполнял трюки, подменяя молодых актрис «Байографа», когда им предстояло выскакивать из окна или падать с лошади.

Это была одна из самых дружных семей, и все были немало изумлены, когда шестнадцатилетняя Мэри против воли родных вышла замуж за красавца киноактера Оуэна Мура.

Как вскоре оказалось, ее выбор был неудачен: Мур любил выпить, к тому же его раздражало, что успехи жены превосходили его собственные. Мэри была с ним несчастлива.

За два-три года, которые проходят с того времени, как Мэри Пикфорд начинает сниматься, кино проделывает огромный путь. Появляются фильмы в нескольких частях, роли становятся содержательнее и позволяют полнее обрисовать характер героя.

Мэри получает все больше и больше возможностей раскрыть свой талант. И все же ее не оставляет тоска по театру. Друзья по-прежнему упрекают Мэри в том, что она загубила свой талант.

И в 1912 году Мэри Пикфорд возвращается к Беласко на более выгодных условиях.

Она получает главную роль слепой девушки в мелодраме «Добрый маленький чертенок», написанной женой и сыном Ростана. Спектакль и сама Мэри имеют шумный успех.

Газеты пишут, что молодая актриса потрясает достоверностью изображения героини, ее хвалят даже за дикцию.

Но Мэри Пикфорд уже понимает, что не может жить без кино. Ей не хватает новых и новых ролей, поисков и беспорядочной, но такой близкой сердцу студийной обстановки. Кроме того, отсюда, из театра, она яснее видит великое будущее кино.

И когда в 1912 году новая кинокомпания «Феймос Плейерс»5, поставившая своей задачей снимать знаменитых актеров в знаменитых ролях, предлагает ей выгодный контракт, она дает согласие и навсегда переходит в кино. Кстати, фирма покупает также и спектакль «Добрый маленький чертенок» со всеми его исполнителями.

С этого времени начинается новый этап в творчестве Мэри Пикфорд.

Она снимается теперь только в фильмах высшего класса и получает выигрышные роли, часто написанные специально для нее. За нею закрепляется амплуа, окончательно и бесповоротно: Мэри Пикфорд — Золушка, наивная, благородная и очень юная.

Впрочем, действие фильмов развертывается на современном бытовом фоне, и не сказочная фея-благодетельница, а счастливая случайность приводит действие к счастливой развязке. Как и в сказке, счастье — это награда за добрый и милый нрав героини.

Так продолжается почти десятилетие: Мэри Пикфорд становится знаменитой кино-актрисой мира и самой дорогой звездой Голливуда.

Первый ошеломляющий успех ей приносит «Тэсс из страны бурь» (1914). Картина спасает фирму от банкротства, а Мэри Пикфорд впервые называют возлюбленной Америки.

В этой картине уже складывается и тип ее героини - Золушки и тип сюжета, который будет потом переходить из фильма в фильм с незначительными вариациями.

Тэсс — Мэри Пикфорд — юная девушка из очень бедной и простой семьи, плохо и несколько смешно одетая. Но знаменитые локоны, прекрасные лучистые глаза и милое кукольное личико (этот тип красоты был очень популярен) придают Тэсс всепобеждающую прелесть. И, кроме того, она добра, чиста и наивна.

На долю Тэсс выпадают тяжелые испытания. Сначала ее отца арестовывают по обвинению в убийстве, которого он, разумеется, не совершал, и она живет одна-одинешенька в своей бедной хижине.

«Тэсс из страны бурь»

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

Затем появляется красивый молодой адвокат, который обещает помочь ее отцу: молодые люди без памяти влюбляются друг в друга, но, поверив злой сплетне, он покидает бедную Тэсс...

А все дело в том, что Тэсс не только спасла от самоубийства женщину, которая скрыла от сурового отца свою беременность, но и взяла на себя все заботы о ее ребенке. И соседи считают Тэсс его матерью.

Несмотря на все свои страдания, Тэсс по-прежнему ухаживает за малышом и свято хранит доверенную ей тайну. Конечно, все завершает счастливый конец — «хеппи энд»: отца оправдывают, и влюбленный адвокат возвращается к Тэсс.

По той же схеме строился фильм «Длинноногий папочка» (1919), где Мэри Пикфорд играла сиротку, завоевавшую сердце молодого богача, «Поллианна» и другие картины этого периода.

Огромный успех таких фильмов объяснялся в какой-то мере тем, что они утверждали моральную силу и достоинство беспризорных и неимущих. Вместе с тем, показывая нежную и любящую натуру Золушки, они утоляли эмоциональный голод аудитории и возвращали людям утраченную веру в незыблемость категорий добра и зла.

«Длинноногий дядюшка»

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

Мэри Пикфорд любили за создание удивительно целостного и гармоничного образа: ее Золушка не знала ни противоречий, ни сомнений, ни эгоистических помыслов. Ей были одинаково чужды как неврастеничность, так и неблагородные порывы. Это был чистейший образец положительной Героини.

Возраст Золушек Мэри Пикфорд был одинаков: тринадцать-шестнадцать лет. Иногда героиня росла в фильме: вначале ей могло быть лет двенадцать, а к финалу, когда она должна была созреть для замужества, — шестнадцать.

Многие черты Золушки объяснялись тем, что она была еще полу взрослой, — это оправдывало незамутненность души и наивность. И, пожалуй, если бы героиня Пикфорд не была почти ребенком, зритель мог и не поверить в такую ее душевную чистоту.

Мэри Пикфорд была лишена той пленительной загадочности, которая составляла силу многих знаменитых актрис, и это помогало ей убедительно показать простую, чистую инфантильную душу. Заметим, кстати, что в этом таилась угроза и для ее будущего.

В ту пору Мэри Пикфорд создавала свои полуребячьи, полувзрослые образы не только с большим мастерством, но и с искренним увлечением.

Поразительная пластичность, выразительность движений позволяли ей добиваться подлинной достоверности и эмоционально заражать зрителя.

Ее милая детская неуклюжесть, непосредственность порывистых движений, походка, выражающая и горе и радость, умение плакать — самозабвенно, до икоты — восхищали и умиляли зрителей.

Юмор и детскость мирно уживались рядом с романтической влюбленностью. При этом Золушка Мэри Пикфорд строго придерживалась самых твердых моральных принципов и даже не современных, а чисто пуританских.

Но это не мешало ей кокетничать с любимым нежно и шаловливо. Она умела скромно опустить ресницы, доверчиво посмотреть ему в глаза, крепко к нему прижаться, неожиданно коснуться губами его щеки. Она жила в мире нежной платонической любви, трогавшей и развлекавшей зрителя.

Сценаристы всегда сочиняли для нее особые лирико-комедийные номера, разнообразившие действие и придававшие ему дополнительную эмоциональную окраску. Таким был, например, финал «Тэсс из страны бурь» (повторно экранизированной в 1922 г.) — примирение влюбленных.

...Раскаявшийся адвокат робко стоит возле домика Тэсс, не смея войти. Увидев его, Тэсс выбегает на крылечко в одном платье, несмотря на жестокий мороз. Впрочем, в руках у нее метла — будто она вышла смести снег.

Конечно, он бросается к ней, обнимает ее и прячет от мороза под своей шубой. И они стоят в объятиях друг друга неподвижно и так долго, что снег покрывает их толстым слоем, превращая в диковиyную снежную бабу.

Благодаря сценарным придумкам, юмору, точным бытовым деталям, трогательным ситуациям, а главное, очаровательному образу наивной юности, даже пуританизм героинь казался правдоподобным.

Бедность и невинность Золушки всегда подчеркивались ее костюмом: поношенным, иногда истрепанным и часто смешным в своей старомодности. Ее клетчатые жакеты уморительно нескладны, а древний бабушкины шляпки, украшенные какими-то метелками, сродни котелку чаплиновского бродяги.

Как и герой Чаплина, маленькая Золушка всегда хотела выглядеть респектабельной и от этого становилась еще смешнее и трогательнее.

Когда героиня фильма «Ребекка с фермы Саннибрук» (1917) хочет скрыть, что ее чулки продраны, она намазывает ноги, видные сквозь дырочки, сапожным кремом.

«Моя любимая девушка»

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

«Маленький лорд Фаунтлерой»

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

«Моя лучшая девушка»

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

«Маленькая Анни Руней»

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

Эта Золушка была точно так же добра, как и бродяга Чаплина, но в отличие от него она обладала завидной верой в конечное благополучие всего сущего и крепчайшими связями с окружающим миром.

Характерно, что она дружит не только с людьми, но также с животными и зверями — с кошками, собаками, лошадьми, а в фильме «М’лисс» — с медведем и змеей. Но особенно любимы ею дети, и Золушка без устали с ними возится.

Покровительственно, «как взрослая», она моет и чистит малышей, поучает их и тут же с азартом с ними играет. Она дружит даже с мальчишками-хулиганами, но ни в коем случае не позволяет им «задирать нос». Именно в этих эпизодах всегда был юмор, снимавший неизбежную слащавость.

...Маленький лорд Фаунтлерой (актриса играла и роли мальчиков) приглашает в замок полунищих ребят, чтобы накормить их обедом; одна из девчушек, полагая, что на стол подают только съестное, съедает вместе с жарким и цветок из букета.

Юмор картин Мэри Пикфорд строился на несоответствии поступков ее героинь общепринятым, вернее, на несоответствии между их непосредственностью, добротой и узаконенным эгоизмом.

Одна из самых характерных черт героинь Мэри Пикфорд — неиссякаемая энергия и настойчивость. Правда, они никогда не добивались чего-либо лично для себя (поэтому-то и получали все, о чем только можно мечтать), но они всегда восстанавливали справедливость и приносили всем счастье. Они умели найти дорогу к сердцам старых и малых, умных и глупых, честных и преступных, богатых и бедных.

Вместе с тем картины Мэри Пикфорд проповедовали совершенно определенную философию, присущую целому направлению американского искусства и литературы, иногда называемому «американо-викторианским».

Произведения этого направления характеризовались добродушным оптимизмом, нравоучительностью, пуританизмом, верой в победу благородных моральных принципов, некоторыми демократическими тенденциями и убеждением, что мир в основе своей устроен превосходно.

Разумеется, фильмы Мэри Пикфорд в какой-то мере примиряли американца с существующей действительностью, успокаивали и навевали приятные грезы, подобно «викторианскому» направлению в искусстве.

Но в ее картинах была и другая сторона, присущая «викторианству»: они осуждали несправедливость, призывали к добру, утверждали веру в человека, в любовь и дружбу и были полны симпатии к беднякам.

Возникает вопрос: как могло случиться, что американское общество XX века породило эту героиню Мэри Пикфорд? Одним из самых парадоксальных явлений в американском кино первых двух десятилетий XX века — и это в полной мере относится к творчеству самой популярной актрисы этого периода — было широкое использование тем и образов английской «викторианской» литературы.

Это объясняется тем, что в США было собственное «викторианское» направление, находившееся под сильным влиянием английского. Долгое время американский театр питался «викторианской» драматургией, и это оказало сильнейшее воздействие на кино.

Золушки Мэри Пикфорд, такие близкие героиням Диккенса, являлись, как мы уже видели, дальнейшим развитием ее театральных ролей.

Как известно, Гриффиту — первому учителю Мэри Пикфорд в кино — «викторианская» литература тоже была близка. Именно Гриффит во многих своих фильмах дал образам этой литературы интересную экранную жизнь.

Известный историк американского кино Льюис Джекобс писал о Мэри Пикфорд: «Её очарование, доброта и мягкость, ее золотые кудри придавали ореол ее отрепьям и низкому общественному положению: «викторианские» идеалы женской красоты были в ее удивленной невинности, детском выразительном ротике и трогательных глазах.

Туалеты, искушенность и независимость еще не были тогда необходимой принадлежстью образа, создаваемого кинозвездой».

«Дороти Вернон из Хэддон Холла»

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

В годы своей славы Пикфорд была одинакова почти во всех фильмах. «Я всегда играю одну роль, эта роль — я, Мэри Пикфорд», — любила она повторять.

Вторая половина этого изречения не соответствовала действительности — ее героини далеко не всегда были на нее похожи, но первая была сущей правдой.

Мэри Пикфорд приходилось считаться с волей продюсеров, требовавших, чтобы Золушка переходила из фильма в фильм неизменной, раз это нравится публике. А между тем Мэри Пикфорд была умной и трезвой актрисой, и ее тревожило подчинение штампу.

Она много работала над сценарием и его экранным воплощением, искала новые черточки, пыталась импровизировать на съемках, объективно оценивая свою игру, но... образ оставался тем же.

Конечно, Мэри Пикфорд любила свое амплуа. Она даже заявляла, что, поскольку была лишена детства, ее привлекала возможность показать на экране непрожитое ею.

«Дороти Вернон из Хэддон Холла»

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

Этим в какой-то мере можно объяснить ее пристрастие к образу Золушки-подростка, но нельзя забывать о том, что он был традиционным для американского театра и кино.

Более того, мода на Золушек этого типа время от времени возникает снова, разумеется с известными модификациями. Пример тому — кинокарьеры Ширли Темпль6 или Дины Дурбин7.

Голливудская реклама (да и сама Мэри Пикфорд) часто подчеркивала, что актриса играет самое себя, потому что она-де тоже Золушка, испытавшая фантастический взлет от нищеты и безвестности к мировой славе и миллионным доходам.

Один американский журналист заметил по этому поводу, что в отличие от своих Золушек Мэри Пикфорд все же была целым явлением в искусстве и незаурядной личностью.

Для голливудских нравов очень характерно, что эта проницательная актриса и деловая женщина, известная своим твердым характером, должна была в присутствии посторонних людей играть роль наивной и невинной Золушки.

С момента заключения контракта с «Феймос Плейерс» Мэри Пикфорд не имела права — юридического! — совершать в личной жизни поступков, несовместимых с характером ее экранной героини.

Вся ее жизнь была строго регламентирована, потому что голливудская реклама требовала, чтобы звезда и ее образ были для зрителя единым целым.

Мэри Пикфорд не имела права посещать ночные рестораны, носить эффектные драгоценности. Если она надевала открытое платье, декольте должно было прикрываться газовой материей.

Ей запрещалось бывать в обществе киноактрис, исполнявших роли слишком самостоятельных и легкомысленных женщин. Лишь постепенно, с ростом своей славы, Мэри Пикфорд удалось преодолеть некоторые запреты.

Мировой успех Мэри Пикфорд был поистине грандиозен, а массовый энтузиазм принимал невиданные доселе формы.

Когда осенью 1923 года Мэри Пикфорд прибыла в Англию, школьники потребовали прервать занятия, чтобы ее встретить. В стране были отменены все спортивные состязания.

Навстречу пароходу, которым она прибывала, был выслан правительственный почетный эскорт самолетов. У пристани собрались десятки тысяч ее поклонников: пришлось подать дополнительные поезда. И так было почти повсеместно.

Мэри Пикфорд несомненно хорошая актриса, но далеко не гениальная. Она обладала редкой пластичностью, но ее мимика была несколько однообразной, даже в те годы, когда она играла с наибольшим подъемом.

Официальный титул «возлюбленной Америки» и шумная мировая слава объяснялись главным образом привлекательностью психологического образа Золушки. Пикфорд принесла на экран образ, который был близок современникам, а это бывало причиной успеха даже посредственных актеров.

Очень точное и глубокое объяснение сенсационной славы Мэри Пикфорд дано Сесилем Де Миллем8 в предисловии к ее автобиографии.

Сравнивая Мэри Пикфорд со знаменитой американской театральной актрисой Мод Адамс, он писал: «То, что они означали для миллионов, — это нечто вне мастерства или сознательного искусства.

Так случилось, что обе принадлежали к тем индивидуальностям, а их бывает не больше горсточки в каждом поколении, которые зажигают воображение миллионов, так как отвечают чему-то глубоко скрытому в умах и сердцах своих современников. Они становятся живыми символами, наделенными властью. Такой же символ и «возлюбленная Америки».

Но вот наступил момент, когда зрителям перестали нравиться героини, похожие на Золушку Мэри Пикфорд, и актриса начала утрачивать свою популярность. Это произощло вскоре после окончания первой мировой войны, когда резко менялись вкусы, когда рушилась вера в «незыблемые» моральные ценности, когда беспочвенный идеализм вызывал у американцев усмешку, а наивная добродетель — раздражение.

Льюис Джекобс, назвавший Золушку Мэри Пикфорд «легендарным образом кино-мифологии символом эры», писал, что в новый период, в 20-е годы, она потеряла своё значение.

«Любовь к семейной жизни и ее обязанностям, — замечает историк, — теперь считалась старомодной. Замужняя женщина стала независимой, а Мэри Пикфорд с её широко открытыми наивными глазами — символом прошлого».

Кроме того, Мэри Пикфорд старела: после двадцати пяти лет ей все труднее и труднее стало имитировать подростка. Зрители постарше не замечали этого, но молодежь трудно бало обмануть. Даже в «Поллианне» (1920), картине, еще имевшей громкий успех было заметно несоответствие роли и возраста.

Еще за четыре года до «Поллианны», в 1916 году, Мэри Пикфорд находилась в самом зените славы и считалась самой дорогой звездой. Она получала десять тысяч долларов в неделю и половину прибылей — около миллиона долларов в год.

Крупные актеры того времени зарабатывали самое большее тысячу долларов в неделю, а актеры на роли злодеев — двести пятьдесят.

В годы первой мировой войны Мэри Пикфорд занимала первое актерское место в стране, впереди Чаплина. Даже посредственный военный фильм «Маленькая американка» (1917), где она играла доблестную разведчицу, имел большой успех.

В 1919 году «великая голливудская четверка», как их тогда называли ,— Мэри Пикфорд, Чарли Чаплин, Дуглас Фербенкс и Дэвид Гриффит — создает собственную фирму «Юнайтед Артистс», чтобы самим производить и продавать свои картины.

В первые годы существования этой фирмы Мэри Пикфорд получает от каждого фильма до миллиона двухсот тысяч долларов дохода, но Фербенкс — уже до двух миллионов, а Чаплин — до трех: и эти цифры, отражавшие количество проданных билетов, показывали падение ее популярности.

Мэри Пикфорд понимала: надо делать что-то другое, чтобы вновь добиться успеха. Она и прежде пыталась уйти от штампа, но дельцы всегда препятствовали ей. И, действительно, это не нравилось публике.

В 1918 году она создала в картине «Звезда морей» два совершенно различных образа — обычную прелестную Золушку и некрасивую, жалкую, маленькую поденщицу.

Хозяин фирмы Адольф Цукор9 испугался, что зрители увидят актрису в столь непривлекательном виде. Его успокоили, что поденщица умрет в середине фильма. «Чем скорее, тем лучше», — сказал он сердито. И Цукор был прав: зрители, приученные к голливудской мишуре, не приняли эту героиню.

В 1920 году, уже ощущая некоторую утрату популярности, Мэри Пикфорд снимается в «Мыльной пене», где снова пытается создать характерный образ. На этот раз она меняет стиль и жанр фильма: это полу мелодрама, полу комедия с сильными реалистическими акцентами и яркими эксцентрическими номерами.

В этом фильме Мэри Пикфорд явно пыталась освоить метод Чаплина: затронуть острые социальные проблемы и сочетать эксцентрику с правдой чувств. Но главное здесь было в том, что Мэри Пикфорд пародировала сюжеты своих мелодрам и даже... образ своей Золушки.

Она играла роль бедной молоденькой прачки по прозвищу Мыльная пена, полностью лишенной обычной привлекательности. У нее некрасивое, неухоженное и замученное личико и грязные нечесаные волосы, но, как и все Золушки, она мечтает о принце — богатом и красивом джентльмене, который должен в нее влюбиться.

В «Мыльную пену» был включен эпизод, иллюстрирующий мечты героини: мелодраматическое объяснение между неузнаваемо красивой прачкой, ее суровым богатым отцом и влюбленным в нее героем.

Эпизод снят так, что казалось, будто его вырезали из какой-то предыдущей картины Мэри Пикфорд... Но здесь это были пустые нелепые мечты, над которыми потешается вся прачечная. И героиня фильма не только некрасива и жалка, она не справляется с работой и своей неуклюжестью вызывает гнев хозяйки.

Когда наконец появляется долгожданный джентльмен, то он не хочет даже сводить ее в парк; ее огромных рваных ботинок и потрепанного старомодного костюма он явно стыдится.

Вместо обычного «хеппи энда» здесь печальный финал: Мыльная пена, обиженная джентльменом, горько плачет, и, хотя за дверью с букетом фиалок стоит влюбленный в нее возчик белья, для нее это слишком жалкая замена героя-джентльмена...

В фильме было несколько типично пикфордовских номеров: героиня вытирала лицо и ботинки одной и той же тряпкой, прятала у себя на чердаке лошадь, которую хотели свести на живодерню, и разъезжала на ней верхом, пока потолок не обрушивался на хозяев, и т.д., но они потеряли обычную умилительность.

Для Мэри Пикфорд было большим ударом, когда «Мыльная пена» не принесла ожидаемого успеха. В поисках Новых путей Мэри Пикфорд снимается в роли мальчика-Золушки и его матери в картине «Маленький лорд Фаунтлерой» (1921), но и эта картина прошла весьма средне.

Мэри Пикфорд. 1916 год

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

Мэри Пикфорд. 1918 год

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

Через год она принимает решение перейти на взрослые романтические роли — сняться в модных тогда постановочных приключенческих картинах с экзотическим средневековым восточным и испанским колоритом.

Свое новое амплуа Мэри Пикфорд ищет при помощи известного немецкого кино-режиссера, мастера постановочных драм и салонных комедий Эрнста Любича10.

Он ставит «Розиту» (1923), где она играет роль испанской уличной плясуньи, в которую влюбляется король, приказавший казнить ее возлюбленного. Конечно, все оканчивается совершенно благополучно.

Мэри Пикфорд отлично плясала, бегала и дурачила короля, но, несмотря на все усилия Любича, романтический колорит был утрачен. Розита — Мэри Пикфорд напоминала бойкую девицу из Техаса, хотя она и старалась походить на Флорию Тоску.

Где-то в глубине за умелым внешним действием крылись холодность и усталость.

«Розита»

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

Конечно, этот жанр был чужд Мэри Пикфорд, но, главное, она устала от борьбы: ведь она отдала экрану и сцене почти четверть века, хотя ей не исполнилось еще и тридцати лет. И все же Мэри Пикфорд не сдается. Ее не обескураживает даже полууспех «Розиты».

В 1924 году актриса снялась в заглавной роли в картине «Дороти Вернон из Хэддон Холла», действие которой происходило в Англии XVI века.

Образ героини — знатной молодой леди — оказался удивительно однообразным и плоским; фильм не спасли ни роскошные туалеты, ни пышная обстановка, ни приключения, связанные с судьбами королевы Елизаветы и Марии Стюарт.

«Дороти Вернон из Хэддон Холла» едва прошла в прокате. Тогда Мэри попробовала снова вернуться к прежней Золушке, сделав ее лишь несколько постарше, но зрители уже совершенно утратили интерес к ней.

В годы творческого кризиса начались поездки Мэри Пикфорд по Европе и Азии, фильмы пришли сюда после войны, они были свежи в памяти, и зрители встречали её с большим энтузиазмом.

Неизменным спутником Мэри стал прославленный актер Дуглас Фербенкс, за которого она вышла замуж в 1920 году после развода с Муром.

В 1926 году супруги приехали в Советский Союз. В своей автобиографии Мэри Пикфорд с юмором рассказывает о том, как их пытались запугать антисоветской прогандой, отговаривая от поездки.

Они встретились с Эйзенштейном, и Мэри Пикфорд сказала ему, до какой степени потрясена «Броненосцем «Потемкин».

Мэри Пикфорд с благодарностью вспоминала, как тепло встречали их тысячные толпы советских людей.

На память о поездке остался комедийный фильм «Поцелуй Мэри», где она снялась вместе с Игорем Ильинским.

Этот забавный фильм сохранился в Госфильмофонде: в него вошла хроника приезда в СССР Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса; на ее фоне развертывается история незадачливого билетера и кинотрюкача (Игорь Ильинский), неожиданно ставшего знаменитым среди киноманов, так как на его щеке остался след поцелуя накрашенных губок Мэри Пикфорд...

Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс в 1926 году

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

Мэри Пикфорд. 40-е годы

Мэри Пикфорд | Mary Pickford

В 1929 году в кино США приходит звук. В отличие от большинства «немых» актеров Мэри Пикфорд умела говорить, и она поспешила выступить в звуковой картине «Кокетка», которая пользовалась известным успехом. Впрочем, в то время все звуковые фильмы вызывали интерес, так как были новинками.

Затем Мэри Пикфорд вместе с Дугласом Фербенксом снимается в «Укрощении строптивой» (1929). Фильм был далек от Шекспира.

Продюсер требовал «побольше пикфордовских трюков», и Мэри играла, по ее собственному признанию, котенка, а не тигрицу. Ее Катарина только притворяется строптивой; а в действительности она лишь ищет предлог, чтобы поладить с Петруччо.

Картина была плохо принята и публикой и критикой, она принесла одни неприятности и убытки.

Но Мэри Пикфорд делает новые попытки. В «Кики» (1932) она пытается создать «современный тип» женщины. Картина проваливается. Дважды снимается с нею фильм «Секреты». Первый вариант получился настолько неудачным, что она приказала сжечь негатив и начинает все сначала.

Но и второй вариант «Секретов» (1933), на который она возлагала большие надежды, оказался убыточным.

Больше Мэри Пикфорд не снималась.

После целой эры блистательных успехов на Мэри Пикфорд одно за другим обрушиваются несчастья.

В конце 20-х годов от рака умирает нежно любимая мать, лучший друг и верный помощник.

Дуглас Фербенкс, которого Мэри искренне любила, покидает ее, и пресса разносит эту новость по всему миру.

В середине 30-х годов, в сорок лет, Мэри Пикфорд остается совершенно одинокой и без всяких надежд на возвращение в кино, вне которого она не мыслила себе жизни.

Однако она не позволяет обстоятельствам восторжествовать над собой. Она развивает активную деятельность — учится и читает (прежде на это не было времени), выступает в серии радиопередач, занимается коммерческими делами в кино и благотворительностью: благодаря ей создается фонд помощи престарелым киноработникам.

В 1937 году Мэри Пикфорд выходит замуж за Ч.-Э. Роджерса, бывшего киноактера, ставшего известным дирижером, усыновляет двух приютских малышей и становится доброй матерью и женой.

В 1955 году она опубликовала свою автобиографию «Солнечный свет и тень», в которой оказалось немало горькой правды и нет той снобистской гордости знатными знакомыми, которая типична для мемуаров многих звезд.

В 1965 году Мэри Пикфорд приезжает в Париж на ретроспективный показ своих картин и чрезвычайно интересно выступает — остроумно и по отношению к себе критически.

Она с достоинством перенесла крушение своей карьеры и до сих пор с чувством горечи вспоминает о том, что ей не удалось перейти на характерные роли.

Мэри Пикфорд рассказывает в автобиографии, что однажды в годы войны с фашизмом она была приглашена на родину, в Торонто, на встречу с учащимися авиашколы, которых отправляли на фронт.

Восемьсот молодых людей, бывших детьми, когда она уже перестала сниматься, пропели «Позволь мне назвать тебя своей возлюбленной».

Ее поразило это свидетельство живучести ее славы, свидетельство того, что легенда о Золушке — «возлюбленной Америки» продолжает жить, хотя фильмы с нею давно окончили свое существование.

В. Колодяжная

Мэри Пикфорд | Mary Pickford


Комментарии:

1 Беласко, Дэвид (1853-1931) — американский драматург, режиссер, актер. С 1907 г. руководитель «Беласко-тиэтр». Оказал большое влияние на развитие американского реалистического театра.

2 Гриффит, Дэвид Уарк (1875-1948) — выдающийся американский кинорежиссер. Журналист, театральный актер и драматург, он с 1907 г. пробовал свои силы в кино сначала в качестве актера, затем — сценариста и режиссера. Первая режиссерская работа — одночастевый фильм «Приключения Долли» (1908). С 1908 по 1931 г. поставил несколько сот фильмов, из которых наибольшую известность получили «Уединенная усадьба» (1909), «Рамона» (1910), «Телеграфистка из Лондейла» (1911), «Энох Арден» (1911), «Нью- йоркская шляпка» (1912), «Юдифь из Бетулии» (1914), «Борьба полов» (1913), «Рождение нации» (1915, первый полнометражный фильм), «Нетерпимость» (1916), «Верное сердце Сузи» (1919), «Любовь в счастливой долине» (1919), «Сломанные побеги» (1919), «Путь на Восток» (1920).

В 20-е гг. начался творческий упадок Гриффита. С 1931 г. он навсегда покинул кино. Д.-У. Гриффит вошел в историю киноискусства как родоначальник творческого использования подлинно кинематографических выразительных средств (монтаж, крупный план, движущаяся кинокамера, новые методы работы с актером).

3 «Байограф» — одна из старейших американских фирм, основанная в 1894 г. как фабрика «мутоскопов» — аппаратов для индивидуального просмотра движущихся фотографий. В 1896 г. фирма выпустила на рынок «байограф» — проекционный аппарат, созданный по принципу кинематографа братьев Люмьер. В том же году компания начала регулярное производство фильмов. Период наивысшего расцвета «Байографа» приходится на 1910-1914 гг. В 1915 г. «Байограф» был ликвидирован.

4 Голливуд — предместье Лос-Анджелеса (штат Калифорния). Название происходит от английских слов «Holly» (остролиственник) и «wood» (лес). Первые съемки были проведены здесь в 1908 г. (фильм «Граф Монто-Кристо»). Благоприятные климатические условия привлекли в Голливуд множество кинофирм, и к 1915 г. он стал основным центром производства фильмов в Америке.

5 «Феймос Плейерс» — кинокомпания, основанная в 1912 г. Адольфом Цукором. «Знаменитые актеры в знаменитых пьесах» — таков был девиз Цукора, решившего перенести на экран популярные произведения литературы и театра. В 1915 г. произошло слияние «Феймос Плейерс» с фирмой Джесси Ласки и «Парамаунтом».

6 Темпль, Ширли (р. 1928) — американская актриса-вундеркинд, начавшая сниматься в кино в возрасте трех лет. После нескольких лет головокружительных успехов ее популярность резко упала. В настоящее время работает на телевидении.

7 Дурбин, Дина (р. 1922) — американская актриса, дебютировавшая в кино в 1935 г. в музыкальной комедии «Каждое воскресенье». Создала образ энергичной и доброй девочки-подростка, устраивающей счастье других людей. В болео поздний период большую известность принесли ей картины «Сто мужчин и одна девушка» и «Сестра его дворецкого».

8 Де Милль, Сесиль Блаунт (1881-1959) — американский режиссер и продюсер, театральный актер, ассистент Дэвида Веласко. В 1913 г. поставил свой первый фильм — «Муж индианки». Наиболее известные картины: «Кармен» (1915), «Вероломная» (1915), «Жанна-женщина» (1917), «Маленькая американка» (1917), «Самец и самка» (1917), «Зачем менять мужа» (1919), «Запретный плод» (1921), «Ребро Адама» (1923), «Десять заповедей» (1923 и 1956), «Царь царей» (1927), «Клеопатра» (1934). Де Милль создал целое направление в американском кино. Кровь, секс и библия — вот, по его мнению, что привлекает людей в кино. Известен как постановщик салонных мелодрам, монументальных зрелищных боевиков, фильмов на библейские и псевдоисторические сюжеты. В 1955 г. вышла книга воспоминаний Сесиля де Милля «Автобиография».

9 Цукор, Адольф (1873—196?) — американский кинопродюсер. Родился в Венгрии, в 1888 г. переехал в Америку, где работал в меховой промышленности. В 1903 г. открыл «пенни-аркаду» (так в те времена назывались увеселительные заведения, где демонстрировались фильмы), а спустя год — первый «настоящий» кинотеатр-дворец «Хрустальный зал». В 1912 г. Цукор основал компанию «Феймос Плейерс», затем руководил фирмой «Парамаунт». Цукор — автор книги воспоминаний «Зритель всегда прав» (1953).

10 Любич, Эрнст (1892—1947) — немецкий режиссер. С 1911 г. работал у Рейнгардта в качестве актера. В годы первой мировой войны играл во многих кинокомедиях. С 1916 г. начинает сам ставить комедийные короткометражки. К 1918 г. относится первая большая режиссерская работа Любича «Глаза мумии Ма». Наиболее известные фильмы, созданные в Германии: «Кармен» (1918), «Мадам Дюбарри» (1919), «Кукла» (1919), «Сумурун» (1920), «Анна Болейн» (1920), «Жена фараона» (1921), «Пламя» (1922). С 1923 г. работал в Голливуде: «Розита» (1923), «Брачный круг» (1924), «Запретный рай» (1923), «Веер леди Уиндермиер» (1925), «Патриот» (1928) и др.


Фильмография:
    1909 — «ЕЕ ПЕРВЫЕ БИСКВИТЫ» реж. Д. У. Гриффит, «В СТАРОМ КЕНТУККИ» реж. Д. У. Гриффит, «МАЛЕНЬКИЙ УЧИТЕЛЬ» реж. Д. У. Гриффит;
  • 1910 — «ДОРОГА СУДЬБЫ» реж. Д. У. Гриффит, «СТРОПТИВАЯ ПЕГГИ» реж. Д. У. Гриффит;
  • 1911 — «ИТАЛЬЯНСКИЙ БРАДОБРЕЙ» реж. Д. У. Гриффит;
  • 1912 — «ЛЕНА И ГУСИ» реж. Д. У. Гриффит, «НЬЮ-ЙОРСКАЯ ШЛЯПКА» реж. Д. У. Гриффит;
  • 1914 — «ТЭСС ИЗ СТРАНЫ БУРЬ» реж. Э. Портер;
  • 1915 — «МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ» реж. С. Олкотт;
  • 1917 — «БЕДНАЯ МАЛЕНЬКАЯ БОГАЧКА» реж. М. Турнер; «МАЛЕНЬКАЯ АМЕРИКАНКА» реж. С. Де Милль, «РЕБЕККА С ФЕРМЫ САННИБРУК» реж. М. Нейлан;
  • 1918 — «ЗВЕЗДА МОРЕЙ» реж. М. Нейлан, «М’ЛИСС» реж. М. Нейлан;
  • 1919 — «ДЛИННОНОГИЙ ПАПОЧКА»* реж. М. Нейлан («Длинноногий дядюшка», «Найденыш Джуди»), «ХУЛИГАНКА»* реж. С. Франклин («Девушка с Крейген-стрит», «Капризы мисс Мей»), «СЕРДЦЕ ХОЛМОВ»* реж. С. Франклин («Сердце гор», «Девушка из Кентукки»);
  • 1920 — «ПОЛЛИАННА»* реж. П. Пауэлл, «МЫЛЬНАЯ ПЕНА»* реж. Д. Диллон;
  • 1921 — «СВЕТ ЛЮБВИ»* реж. Ф. Марион («Свет во тьме», «Когда потух маяк»), «С ЧЕРНОГО ХОДА»* реж. А. Грин, Д. Пикфорд, «ТАКАЯ МАЛЕНЬКАЯ КОРОЛЕВА»* (сборная программа Мэри Пикфорд), «МАЛЕНЬКИЙ ЛОРД ФАУНТЛЕРОЙ»* >реж. А. Грин, Д. Пикфорд («Два претендента»);
  • 1922 — «ТЭСС ИЗ СТРАНЫ БУРЬ»* реж. С. Робертсон («Когда растает снег», «Клятва маленькой Тэсс»);
  • 1923 — «РОЗИТА» реж. Э. Любич;
  • 1924 — «ДОРОТИ ВЕРНОН ИЗ ХЭДДОН ХОЛЛА»* реж. М. Нейлан («Рифы жизни», «Дороти Вернон»);
  • 1925 — «МАЛЕНЬКАЯ АННИ РУНЕЙ» реж. У. Бодайн;
  • 1926 — «ВОРОБУШКИ» реж. У. Бодайн;
  • 1927 — «МОЯ ЛЮБИМАЯ ДЕВУШКА» реж. С. Тейлор.

* В фильмографию включены лишь наиболее известные фильмы. Звездочкой отмечены фильмы, бывшие в советском прокате, а в скобках указаны прокатные названия, если они отличались от оригинальных.

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения









Использование
материалов сайта

http://zvyozdy.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель



Copyright     © 2007 Все права защищены.